«One’s work may be finished someday,
but one’s education never».
(Alexandre Dumas)
В начале
каждого учебного года я разрабатываю программу саморазвития «Индивидуальный
образовательный маршрут».
Тема
самообразования: Язык и межкультурная
коммуникация
Цель: повышение
личной профессиональной компетенции в области теории и практики общения в рамках
межкультурной коммуникации.
Задачи:
1. Исследовать культурно-специфические аспекты общения;
2. Изучить стратегии речевого поведения в англо-язычных странах;
3. Расширение культуроведческого содержания обучения АЯ в гимназии;
4. Повышение уровня лингвистической, языковой и социокультурной компетенций учащихся при обучении АЯ в гимназии;
5. Усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся;
6. Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.
1. Исследовать культурно-специфические аспекты общения;
2. Изучить стратегии речевого поведения в англо-язычных странах;
3. Расширение культуроведческого содержания обучения АЯ в гимназии;
4. Повышение уровня лингвистической, языковой и социокультурной компетенций учащихся при обучении АЯ в гимназии;
5. Усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся;
6. Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.
I.
Теоретическое изучение темы
1.1
Методологические аспекты темы (общие вопросы обучения и воспитания)
Период работы
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
В
течение года
|
Включение учащихся в диалог культур.
Формирование коммуникативной
компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Развитие компенсаторной компетенции
Формирование умения взаимодействовать
с окружающими, выполняя различные социальные роли.
|
Открытые уроки
Ролевые игры
Личные письма / электронные
письма
Деловые письма
Язык жестов
|
1.2 Нормативно-правовое обеспечение вопроса
Период работы
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
В
течение года
|
Федеральные
Государственные Образовательные стандарты (второго поколения)
Примерные программы по
учебным предметам: иностранный язык 5-9 классы (Стандарты второго поколения:
проект), М.: Просвещение, 2010
Данилюк А.Я., Кондаков
А.М., Тишков В.А. «Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М.:
Просвещение, 2009
|
Нормативно-правовое
знание вопроса
|
1.3 Научно-педагогические
аспекты темы
Период работы
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
В
течение года
|
Тер-Минасова С.Г. «Язык и
межкультурная коммуникация», М.: МГУ, 2004
Кузьменкова Ю.Б. «Стратегии речевого
поведения в англоязычной среде», М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2006
Яковлева Л.Н. «Межкультурная
коммуникация как основа обучения второму иностранномуязыку» // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 6.
Сысоев П.В. «Язык и культура: в
поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка» // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
Калита М.Е. «К проблеме преподавания
английского языка в аспекте межкультурной коммуникации» - Сб. Современные
проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе. М.: МПГУ,
МИОО, 2006
Колесникова Н.Л. «Межкультурный
компонент в обучении иноязычному профессиональному общению» - Сб. Личностно-ориентированное образование: обучение
иностранным языкам в школе и вузе. М.: МПГУ, МИОО,2010
|
Знание работ современных
исследователей по теме самообразования
|
1.4 Психолого-педагогические
аспекты темы
Период работы
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
В
течение года
|
Воспитание
уважительного отношения к языкам разных народов, их культуре и традициям
Осмысление
своей культурной принадлежности
|
Диалоги этикетного
характера
|
1.5 Материалы периодической печати
Период работы
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
В
течение года
|
Рекичинская Е.А. «Педагогическая модель и результаты
опытно-экспериментальной работы по формированию готовности школьников к
межкультурной коммуникации» // Иностранные
языки в школе. – 2010. - № 5.
Дроздова О.Е. «Язык как ключ к пониманию культуры»
// Иностранные
языки в школе. – 2005. - № 3.
Гальскова Н.Д. «Межкультурное обучение: проблема целей и содержания
обучения иностранным языкам» // Иностранные
языки в школе. – 2004. - № 1.
Кузьменкова Ю.Б. «Азы вежливого
общения», Обнинск: Титул, 2001
|
Знакомство с материалами
педагогической печати
Составление конспектов
|
II.
Создание
личной творческой лаборатории по проблеме
Период работы
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
Сентябрь
|
Разработка
программы к курсу «Основы
межкультурной коммуникации»
для 9 класса
|
Программа
элективного курса
«Основы межкультурной
коммуникации»
согласована в МИОО
|
В течение года
|
Апробация
программы
«Основы межкультурной
коммуникации»
в 9-х классах
Апробация
учебного пособия Simon Greenall «People like us»
в 9 классе
|
Календарно-тематическое
планирование курса «Основы межкультурной коммуникации»
по четвертям утверждено на
заседании кафедры
Электронный банк проектных
и письменных работ учащихся
|
Май
|
Публикация программы
элективного курса
«Основы межкультурной
коммуникации»
|
Программа опубликована
на сайте
Издательский дом
«Первое сентября»
|
В течение года
|
Разработка
комплекта дидактического, раздаточного, иллюстративного материала,
тестов
|
Пополнение медиатеки по предмету
(Стили формального и
неформального общения; Язык жестов)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий