вторник, 6 сентября 2011 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

«One’s work may be finished someday,
but one’s education never».
(Alexandre Dumas)
Сегодня, чтобы всегда оставаться востребованным и конкурентоспособным, учителю необходимо постоянно учиться. Непрерывность профессионального образования - определяющий принцип моей жизни.
 В начале каждого учебного года я разрабатываю программу саморазвития «Индивидуальный образовательный маршрут». 


Тема самообразования:  Язык и межкультурная коммуникация

Цель: повышение личной профессиональной компетенции в области теории и практики общения в рамках межкультурной коммуникации.
 Задачи:
1. Исследовать культурно-специфические аспекты общения;
2. Изучить стратегии речевого поведения в англо-язычных странах;
3. Расширение культуроведческого содержания обучения АЯ в гимназии;
4. Повышение уровня лингвистической, языковой и социокультурной компетенций учащихся при обучении АЯ в гимназии;
5. Усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся;
6. Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.

I.                  Теоретическое изучение темы

1.1 Методологические аспекты темы (общие вопросы обучения и воспитания)

Период работы
Содержание деятельности
Результат
В течение года
Включение учащихся  в диалог культур.
Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Развитие компенсаторной компетенции
Формирование умения взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли.
Открытые уроки
Ролевые игры
Личные письма / электронные письма
Деловые письма
Язык жестов



1.2  Нормативно-правовое обеспечение вопроса

Период работы
Содержание деятельности
Результат
В течение года
Федеральные Государственные Образовательные стандарты (второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам: иностранный язык 5-9 классы (Стандарты второго поколения: проект), М.: Просвещение, 2010
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М.: Просвещение, 2009
Нормативно-правовое знание вопроса

1.3 Научно-педагогические аспекты темы

Период работы
Содержание деятельности
Результат
В течение года
Тер-Минасова С.Г. «Язык и межкультурная коммуникация», М.: МГУ, 2004
Кузьменкова Ю.Б. «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде», М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006
Яковлева Л.Н. «Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранномуязыку» // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 6.
Сысоев П.В. «Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка» // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
Калита М.Е. «К проблеме преподавания английского языка в аспекте межкультурной коммуникации» - Сб.  Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе. М.: МПГУ, МИОО, 2006
Колесникова Н.Л. «Межкультурный компонент в обучении иноязычному профессиональному общению» - Сб. Личностно-ориентированное образование: обучение иностранным языкам в школе и вузе. М.: МПГУ, МИОО,2010
Знание работ современных исследователей по теме самообразования

1.4 Психолого-педагогические аспекты темы

Период работы
Содержание деятельности
Результат
В течение года
Воспитание уважительного отношения к языкам разных народов, их культуре и традициям
Осмысление своей культурной принадлежности
Диалоги этикетного характера




1.5 Материалы периодической печати

Период работы
Содержание деятельности
Результат
В течение года
Рекичинская  Е.А. «Педагогическая модель и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности школьников к межкультурной коммуникации» // Иностранные языки в школе. – 2010. - № 5.
Дроздова  О.Е. «Язык как ключ к пониманию культуры» 
// Иностранные языки в школе. – 2005. - № 3.
Гальскова Н.Д. «Межкультурное  обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам» // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 1.
Кузьменкова Ю.Б. «Азы вежливого общения», Обнинск: Титул, 2001
Знакомство с материалами педагогической печати
Составление конспектов

II.               Создание личной творческой лаборатории по проблеме


Период работы
Содержание деятельности
Результат
Сентябрь
Разработка
программы к курсу «Основы межкультурной коммуникации»
для 9 класса

Программа
элективного курса
«Основы межкультурной коммуникации»
согласована в МИОО
В течение года
Апробация
программы
«Основы межкультурной коммуникации»
в 9-х классах
Апробация
учебного пособия Simon Greenall «People like us»
в 9 классе

Календарно-тематическое планирование курса «Основы межкультурной коммуникации»
по четвертям утверждено на заседании кафедры
Электронный банк проектных и письменных работ учащихся
Май
Публикация программы
элективного курса
«Основы межкультурной коммуникации»
Программа опубликована
на сайте
Издательский дом
«Первое сентября»

В течение года
Разработка комплекта дидактического, раздаточного, иллюстративного материала,
 тестов
Пополнение  медиатеки по предмету  
(Стили формального и неформального общения; Язык жестов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий